НЕВОЗМОЖНАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ
В
1927 году американский археолог Ф. А. Митчел-Хеджес вел раскопки обнаруженного
им Луба-антуна - "Города упавших камней", древней цитадели майя в
джунглях'Британского Гондураса. Больше недели он с помощью дочери Анны разбирал
остатки массивной стены, рухнувшей на алтарь в одном из тамошних храмов. Еще
бы, ведь под грудой камней могли скрываться неизвестные науке барельефы и рисунки,
которые, возможно, прольют новый свет на многочисленные загадки исчезнувшей
культуры. Однако в тот день Митчелу-Хеджесу суждено было лишь прибавить к ним
еще одну неразгаданную тайну. Археолог уже собирался отправиться на отдых, как
вдруг в сумрачное помещение упал луч заходящего солнца, и под ним в груде щебня
и мусора ярко засверкал какой-то предмет. Моментально были забыты и усталость,
и ободранные в кровь пальцы. Неужели какое-нибудь золотое украшение? Митчел-Хеджес
принялся осторожно, по камешку разбирать завал, который, может быть, скрывал
неведомое сокровище.
Нет, это было не золото, но ценность находки от этого не уменьшилась. В руках
у археолога оказался женский череп из... полированного кварца. Местами в нем
просвечивали дымчатые пятна и маленькие шарики, словно пузырьки воздуха.
Даже мельчайшие детали были выполнены со скрупулезной точностью. Все вместе
это придавало пятикилограммовому камню поразительный вид чего-то живого. И не
просто живого, а мрачного, рокового. Позднее Митчел-Хеджес пришел к выводу,
что череп играл немалую роль в религиозных обрядах майя, будучи тем самым "Черепом
смерти", о котором упоминается в древних преданиях. В тайных покоях своих
храмов верховные жрецы майя якобы часами всматривались в него, желая погибели
своим врагам. Эта версия и послужила поводом назвать находку Митчела-Хеджеса
"Скал оф дум" - "Черепом смерти", или "Черепом рока".
Впрочем, его необычные качества были полностью раскрыты позднее Фрэнком Дорландом,
искусствоведом-реставратором, шесть лет изучавшим череп из Лубаантуна. Сделанные
им открытия не менее удивительны, чем находка Митчела-Хеджеса. Во-первых, как
установил Дорланд под микроскопом, череп первоначально был высечен из целого
кристалла кварца без применения металлических орудий, а затем отполирован смесью
скорее всего кремниевого песка и кварцевой пыли, для чего понадобилось несколько
сот лет. Далее, нижняя челюсть весьма подвижна, поскольку она закреплена в полированных
гнездах. Если череп свободно подвешен в воздухе, то достаточно незначительного
усилия, чтобы челюсть начала двигаться, создавая тем самым впечатление человеческой
речи.
Однако самое поразительное даже не в этом. За сотни лет до появления современной
волоконной оптики и физики световодов древние мастера сумели добиться сходного
оптического эффекта с помощью сложной системы призм, линз и полых каналов. Например,
свеча, помещенная под висящим черепом, заставит заблестеть его глазницы. При
соответствующем навыке можно даже добиться, чтобы из них шли тонкие лучики света.
Наконец, если свечу заменить какими-нибудь предметами, то при определенном положении
они будут проецироваться в глубину черепа.
В результате исследований Дорланд выдвинул собственную версию происхождения
"Черепа смерти". По его мнению, он был изготовлен в Древнем Египте
или Вавилоне и лишь гораздо позднее привезен в Центральную Америку, Майя же
завершили его полировку и усовершенствовали систему призм и линз. "Можно
себе представить, какой эффект создавал висящий в полутьме над алтарем череп
со сверкающими глазницами, двигающий челюстью и изрекающий повеления богов,
- писал Дорланд. - Тем более когда в нем можно увидеть любые предметы реальной
действительности - , лица людей, горы, зверей - и плоды собственного воображения
в переливчатой игре туманных пятен... Я сам наблюдал эффект, который оказывает
этот череп из кварца на впечатлительных людей. У одних учащается пульс, другие
испытывают жажду или ощущают различные запахи, некоторые даже засыпают. Жрецы,
которые пользовались им, могли прослыть действительно всемогущими". Возможно,
ученые еще скажут свое последнее слово о назначении, происхождении и загадках
"Черепа смерти", тем более что в прошлом году дочь Митчела-Хеджеса
передала его Музею американских индейцев в Нью-Йорке. Пока же остается в силе
заключение эксперта-минералога из фирмы "Хью-летт-Паккард компания, приведенное
в журнале "Аргоси" (Argosy vol. 376, № 4): "Проклятая штуковина
просто не должна существовать на свете. Те, кто ее высекал, не имели ни малейшего
представления о кристаллографии и совершенно игнорировали оси симметрии. Она
неминуемо должна была разлететься при обработке".