НЕВОЗМОЖНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В 1927 году американский археолог Ф. А. Митчел-Хеджес вел раскопки обнаруженного им Луба-антуна - "Города упавших камней", древней цитадели майя в джунглях'Британского Гондураса. Больше недели он с помощью дочери Анны разбирал остатки массивной стены, рухнувшей на алтарь в одном из тамошних храмов. Еще бы, ведь под грудой камней могли скрываться неизвестные науке барельефы и рисунки, которые, возможно, прольют новый свет на многочисленные загадки исчезнувшей культуры. Однако в тот день Митчелу-Хеджесу суждено было лишь прибавить к ним еще одну неразгаданную тайну. Археолог уже собирался отправиться на отдых, как вдруг в сумрачное помещение упал луч заходящего солнца, и под ним в груде щебня и мусора ярко засверкал какой-то предмет. Моментально были забыты и усталость, и ободранные в кровь пальцы. Неужели какое-нибудь золотое украшение? Митчел-Хеджес принялся осторожно, по камешку разбирать завал, который, может быть, скрывал неведомое сокровище.
Нет, это было не золото, но ценность находки от этого не уменьшилась. В руках у археолога оказался женский череп из... полированного кварца. Местами в нем просвечивали дымчатые пятна и маленькие шарики, словно пузырьки воздуха.
Даже мельчайшие детали были выполнены со скрупулезной точностью. Все вместе это придавало пятикилограммовому камню поразительный вид чего-то живого. И не просто живого, а мрачного, рокового. Позднее Митчел-Хеджес пришел к выводу, что череп играл немалую роль в религиозных обрядах майя, будучи тем самым "Черепом смерти", о котором упоминается в древних преданиях. В тайных покоях своих храмов верховные жрецы майя якобы часами всматривались в него, желая погибели своим врагам. Эта версия и послужила поводом назвать находку Митчела-Хеджеса "Скал оф дум" - "Черепом смерти", или "Черепом рока".
Впрочем, его необычные качества были полностью раскрыты позднее Фрэнком Дорландом, искусствоведом-реставратором, шесть лет изучавшим череп из Лубаантуна. Сделанные им открытия не менее удивительны, чем находка Митчела-Хеджеса. Во-первых, как установил Дорланд под микроскопом, череп первоначально был высечен из целого кристалла кварца без применения металлических орудий, а затем отполирован смесью скорее всего кремниевого песка и кварцевой пыли, для чего понадобилось несколько сот лет. Далее, нижняя челюсть весьма подвижна, поскольку она закреплена в полированных гнездах. Если череп свободно подвешен в воздухе, то достаточно незначительного усилия, чтобы челюсть начала двигаться, создавая тем самым впечатление человеческой речи.
Однако самое поразительное даже не в этом. За сотни лет до появления современной волоконной оптики и физики световодов древние мастера сумели добиться сходного оптического эффекта с помощью сложной системы призм, линз и полых каналов. Например, свеча, помещенная под висящим черепом, заставит заблестеть его глазницы. При соответствующем навыке можно даже добиться, чтобы из них шли тонкие лучики света. Наконец, если свечу заменить какими-нибудь предметами, то при определенном положении они будут проецироваться в глубину черепа.
В результате исследований Дорланд выдвинул собственную версию происхождения "Черепа смерти". По его мнению, он был изготовлен в Древнем Египте или Вавилоне и лишь гораздо позднее привезен в Центральную Америку, Майя же завершили его полировку и усовершенствовали систему призм и линз. "Можно себе представить, какой эффект создавал висящий в полутьме над алтарем череп со сверкающими глазницами, двигающий челюстью и изрекающий повеления богов, - писал Дорланд. - Тем более когда в нем можно увидеть любые предметы реальной действительности - , лица людей, горы, зверей - и плоды собственного воображения в переливчатой игре туманных пятен... Я сам наблюдал эффект, который оказывает этот череп из кварца на впечатлительных людей. У одних учащается пульс, другие испытывают жажду или ощущают различные запахи, некоторые даже засыпают. Жрецы, которые пользовались им, могли прослыть действительно всемогущими". Возможно, ученые еще скажут свое последнее слово о назначении, происхождении и загадках "Черепа смерти", тем более что в прошлом году дочь Митчела-Хеджеса передала его Музею американских индейцев в Нью-Йорке. Пока же остается в силе заключение эксперта-минералога из фирмы "Хью-летт-Паккард компания, приведенное в журнале "Аргоси" (Argosy vol. 376, № 4): "Проклятая штуковина просто не должна существовать на свете. Те, кто ее высекал, не имели ни малейшего представления о кристаллографии и совершенно игнорировали оси симметрии. Она неминуемо должна была разлететься при обработке".