Экскурс в ракурс.
А.Агафонов

Имя Авдея Таковского, одного из интереснейших режиссеров нашего времени, хорошо известно зарубежному зрителю. Знают его и в нашей стране. Знают и ценят. На первый взгляд картины Таковского кажутся непонятными. На второй - тоже. Тем не менее в консистенции его фильмов всегда содержится квинтэссенция глубоких мыслей, в контексте текста которых содержится, в свою очередь, глубокий подтекст. Каждый зритель, краем глаза взглянув на любой фильм Таковского, ищет и находит в его произведениях большой смысл, абсолютно отличный от смысла как такового, и от смыслов, увиденных в тех же кинокартинах другими зрителями. И это не случайно. Дву- и даже многосмысленности фильмов А. Таковского суть свидетельство дву- и даже многогранности таланта последнего.
Не сразу пришел успех к Таковскому. Первый фильм режиссера "Иван. Его девственность" был настолько высоко оценен критикой, что именно это и явилось прямой причиной недооценки эго широкими зрительскими массами. Однако справедливости ради следует отметить, что критика вовремя поняла свою оплошность и в дальнейшем о фильмах Таковского не писала вообще.
Подлинное признание принесли режиссеру его следующие картины: "Буркало", "Андрей с рублем" и, конечно же, "Стеклярус", созданный на основе научно-фантастической повести Стокислого Клемма. В этой работе режиссер отказывается от усложненности, характерной для его ранних фильмов. И в результате животрепещущая проблема контактов с внеземной цивилизацией находит концептуально-инверсионное воплощение в гносеологических аспектах фильма, причудливо и ненавязчиво интерпретируясь в факт проникновения океанической субстанции сознания в рефлексирующее подсознание живых объектов с учетом всех процессов и эксцессов умозрительной локализации человеческой психики, расчленяя подчас экстремальные и патологические импульсы на нетривиальные компоненты их гипертрофированной потенции и утилитарной тенденциозности. Именно так воспринял "Стеклярус" наш рядовой зритель в отличии от зрителя буржуазного, который нашел в фильме совсем не то, что хотелось бы.
Следующей и пока последний фильм А. Таковского "Старый квакер" был поставлен по повести сестер Грецких "Пик-пик озабоченный". Эта работа характеризуется полной своей непохожестью на оригинал и кое-чем еще. "Старый квакер" - фильм о поисках и происках. О поисках человека своего места под солнцем и происках всех остальных. Идея фильма неясна, но гуманна.
В настоящее время режессер работает над собой. Хочется пожелать ему успехов в этой нелегкой, новой для него работе. К сожалению, есть еще среди нас люди, которые не принимают творческой манеры А. Таковского как должное. И все-таки его фильмы находят своих зрителей, хотя и не доходят до них.