Экскурс
в ракурс.
А.Агафонов
Имя Авдея
Таковского, одного из интереснейших режиссеров нашего времени, хорошо известно
зарубежному зрителю. Знают его и в нашей стране. Знают и ценят. На первый взгляд
картины Таковского кажутся непонятными. На второй - тоже. Тем не менее в консистенции
его фильмов всегда содержится квинтэссенция глубоких мыслей, в контексте текста
которых содержится, в свою очередь, глубокий подтекст. Каждый зритель, краем
глаза взглянув на любой фильм Таковского, ищет и находит в его произведениях
большой смысл, абсолютно отличный от смысла как такового, и от смыслов, увиденных
в тех же кинокартинах другими зрителями. И это не случайно. Дву- и даже многосмысленности
фильмов А. Таковского суть свидетельство дву- и даже многогранности таланта
последнего.
Не сразу пришел успех к Таковскому. Первый фильм режиссера "Иван. Его девственность"
был настолько высоко оценен критикой, что именно это и явилось прямой причиной
недооценки эго широкими зрительскими массами. Однако справедливости ради следует
отметить, что критика вовремя поняла свою оплошность и в дальнейшем о фильмах
Таковского не писала вообще.
Подлинное признание принесли режиссеру его следующие картины: "Буркало",
"Андрей с рублем" и, конечно же, "Стеклярус", созданный
на основе научно-фантастической повести Стокислого Клемма. В этой работе режиссер
отказывается от усложненности, характерной для его ранних фильмов. И в результате
животрепещущая проблема контактов с внеземной цивилизацией находит концептуально-инверсионное
воплощение в гносеологических аспектах фильма, причудливо и ненавязчиво интерпретируясь
в факт проникновения океанической субстанции сознания в рефлексирующее подсознание
живых объектов с учетом всех процессов и эксцессов умозрительной локализации
человеческой психики, расчленяя подчас экстремальные и патологические импульсы
на нетривиальные компоненты их гипертрофированной потенции и утилитарной тенденциозности.
Именно так воспринял "Стеклярус" наш рядовой зритель в отличии от
зрителя буржуазного, который нашел в фильме совсем не то, что хотелось бы.
Следующей и пока последний фильм А. Таковского "Старый квакер" был
поставлен по повести сестер Грецких "Пик-пик озабоченный". Эта работа
характеризуется полной своей непохожестью на оригинал и кое-чем еще. "Старый
квакер" - фильм о поисках и происках. О поисках человека своего места под
солнцем и происках всех остальных. Идея фильма неясна, но гуманна.
В настоящее время режессер работает над собой. Хочется пожелать ему успехов
в этой нелегкой, новой для него работе. К сожалению, есть еще среди нас люди,
которые не принимают творческой манеры А. Таковского как должное. И все-таки
его фильмы находят своих зрителей, хотя и не доходят до них.